
Проанализировав изменения относительно критериев отбора на MBA-программы, Мэтт Саймондс, соучредитель Fortuna Admissions (организации, предоставляющей бесплатные консалтинговые услуги по вопросам поступления в бизнес-школы), выделил пять следующих трендов, которые, вероятно, станут определять ход событий в этой сфере на протяжении ближайших десяти лет.
Сейчас утверждается мысль о том, что цель существования бизнес-школ не ограничивается преподаванием теорий, концепций, моделей и т.д. Эти учреждения также призваны развивать творческие способности и культивировать нравственное сознание человека. Это означает, что, оценивая кандидата, школы все больше интересуются тем, что представляет данный индивид как личность - что еще он может предложить обществу, кроме своих профессиональных и академических достижений.
В дополнение к традиционным метрикам (например, оценке математических знаний) школы разработали системы тестов и критериев, основанных на коэффициенте эмоциональных и творческих способностей. Так, абитуриенты Йельской школы менеджмента проходят поведенческий тест, который, как предполагается, должен спрогнозировать будущую успешность кандидата как студента. Школа бизнеса Stern (Нью-Йоркский университет) требует от претендентов «характеристику эмоциональных качеств» (от двух человек). А Школа бизнеса Tuck Датрмудского колледжа определила одним из критериев вступления наличие такого качества, как «любезность». (В данном контексте «любезность» формулируется как «поведенческие модели и устоявшиеся привычки, указывающие на готовность индивида активно способствовать успеху других, а также на его стремление повышать результаты не только для себя, но и для сообщества, которое его окружает».)
В свою очередь, Школа бизнеса Haas (Калифорнийский университет в Беркли) осуществляет оценку кандидата на соответствие своим лидерским принципам (это - ставить под сомнение статус-кво, уверенность без высокомерия, всегда учиться, выходить за пределы себя).
Сейчас Graduate Management Admissions Council (GMAC) тестирует системы оценки эмоционального интеллекта в шести американских бизнес-школах. А Educational Testing Services (ETS) и Йельская школы менеджмента реализуют пилотный проект, с тем, чтобы посмотреть - насколько подтвердятся результаты поведенческих тестов кандидатов, когда те станут студентами.
Вопросы к тем, кто дает рекомендации кандидатам, задаются в том же ключе. Заинтересованные стороны больше не фокусируются исключительно на квалификации и результативности индивида, но и оценивают его способность расти в профессиональном плане, способности восстанавливаться после неудач и положительно реагировать на конструктивную критику. Все это указывает на то, что обучение на программах MBA в большей степени нацелено на разноплановое развитие потенциала человека, а не просто на пополнение системы знаний уже сформировавшихся личностей.
Количество письменных работ, которые должны написать кандидаты, поступательно сокращается, как сокращается и их объем. Если раньше желающим учиться в Гарвардской школе бизнеса предлагалось предоставить развернутые ответы на девять вопросов, то в течение последних пяти лет задается только один вопрос «Что еще вы бы хотели, чтобы мы узнали о вас, когда будем рассматривать вашу кандидатуру?».
Пытаясь оценить лидерский потенциал кандидатов, школы интересуются, что их волнует, что вдохновляет, как происходило их формирование как личностей (и здесь важны не только успехи, но и преодоления неудач и провалов). В прошлом году Школа менеджмента Kellogg изменила тему одного из эссе с «Как вы росли в прошлом/надеетесь расти в Kellogg» на «Какие ценности для вас самые важные и как они на вас влияли?» Такое изменение - одно из свидетельств того, что бизнес-школы пытаются понять, что мотивирует индивида и что движет им. Эссе Высшей школы бизнеса Стэнфордского университета на тему «Что для вас самое важное и почему» выдержало более 16 лет именно потому, что позволяет автору выразить самую суть своего "я"».
Кроме этого, в процессе отбора учреждения пытаются оценить творческий потенциал кандидатов, используя для этого самые разнообразные тесты - от «выберите шесть изображений» (Школа Stern) до презентации одноминутного видео (Школа менеджмента Sloan).
И в аудиториях, и на руководящих должностях женщин становится больше Среди слушателей ведущих MBA-программ доля женщин последовательно растет. Сейчас бизнес-леди менее склонны недооценивать себя и часто достаточно подготовлены для того, чтобы претендовать на ведущие роли в традиционно мужских областях.
Если десять лет назад женщины, которые учились на MBA-программах, в основном представляли такие сферы, как маркетинг и бизнес потребительских товаров, то сейчас среди них немало представителей технологической и промышленной отраслей. Среди слушателей гарвардской программы в 2020, которые к моменту вступления работали в консалтинговой сфере - 50% женщин.
Элитные бизнес-школы соревнуются между собой, повышая проходной балл GMAT. В 2016-м в Высшей школе бизнеса Стэнфорда среднее значение GMAT составило 737 баллов; в Гарварде - 730. А в прошлом году Вартонская школа похвасталась увеличением проходного балла GMAT на 14 пунктов - до 732 баллов из 718-ти в 2011 году.
Комментируя рост важности GMAT, Джоанна Грэм, бывший топ-менеджер GMAC, сказала:
«Баллы имеют существенное значение потому, что состав студентов стал по-настоящему многообразным в плане представленности различных регионов мира. А как вы сравните консультанта из Кремниевой долины и предпринимателя из Эритреи? Предоставляя данные, позволяющие осуществлять сравнительную оценку кандидатов, GMAT помогает создать равные условия игры для всех».
Хотя в течение длительного времени GMAT считался единственным стандартизированным экзаменом, на который полагаются приемные комиссии бизнес-школ, экзамен GRE (Graduate Record Examinations) тоже приобретает легитимность. Сейчас более 1200 заведений делового обучения (в частности, Вартон, Kellogg и Лондонская бизнес-школа) принимают результаты тестов GRE. Даже INSEAD, которая скептически относилась к GRE, охотно принимает заявления кандидатов, прошедших это испытание (правда требования к результатам в математической части выше, чем в случае GMAT).
В то время как численность желающих учиться в бизнес-школах США уменьшается, количество заявлений на вступление в ведущие европейские бизнес-школы значительно возросло - причем не только за счет кандидатов из не-североамериканских стран. Как отметила Каролайн Диарт Эдвардс, бывшая директор INSEAD по вопросам поступления, в течение последних 18 месяцев наблюдается существенное увеличение количества американцев, которые предпочитают МВА-программы ведущих европейских бизнес-школ. Их привлекает возможность получить опыт пребывания в другой стране и пройти курс обучения по доступной цене. Ссылаясь на данные рейтинга бизнес-школ по версии Forbes, Диарт Эдвардс обратила внимание на ROI в обучении на одногодичных программах. Если срок окупаемости для слушателей Гарвардской школы бизнеса в среднем составляет четыре года, то для тех, кто учится в 13-ти европейских бизнес-школах, он варьируется от 2,2 до 3,2 лет.
Вероятно, этот интерес к международным MBA-программ указывает на новый тренд, который будет проявляться в следующие десять лет. Поскольку все больше индивидов, которые планируют получить диплом МВА, стремятся не просто подняться на высшие ступени в своей карьере, но и привнести в управленческую деятельность ощущение цели, им интересно лично увидеть - какую роль играют бизнес-школы и их выпускники в обществах, для которых «центром вселенной» не обязательно являются США.
Однако каким бы ни был контекст - локальным или глобальным, - по убеждению Джудис Ходар (до недавнего времени - директор по вопросам вступления в Вартонской бизнес-школе), через десять лет наиболее перспективными кандидатами на обучение на МВА-программах будут индивиды, которых интересует не только личное развитие, но и роль, которую они смогут играть, влияя на ход позитивных изменений в своих сообществах.