Как правильно перезапустить компанию после карантина

Как правильно перезапустить компанию после карантина

С неизбежным окончанием периода карантина перед каждым руководителем неумолимо встает вопрос: как вернуть компанию/подразделение/команду к полноценному рабочему состоянию?

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо четко осознать, что:

  1. Мир изменился и никогда уже не будет таким, как раньше.
  2. Вернуться к прежним практикам и остаться эффективными - невозможно!

Изменения произошли разные. Во внешней среде - во многих отраслях существенно изменились каналы продаж, методы продвижения продуктов и услуг. Во внутренней - стало меньше прямого человеческого контакта, что затрудняет взаимодействие как внутри компании, так и с внешними партнерами; ощущается необходимость пересмотра бизнес-процессов.

Есть и позитив: сотрудники оказались более ответственными, чем мы ожидали, и доказали свою способность эффективно работать дистанционно; появились возможности сокращения расходов из-за экономии на офисах и тому подобное.

Хотим мы того или нет, но многие изменения останутся с нами навсегда. Поэтому делать вид, что все возвращается к прошлому состоянию, и продолжать делать все то, что мы делали полгода назад, - не вариант.

Если человеку пришлось перенести сложный перелом ноги, то после снятия гипса она не может просто взять и побежать - необходим длительный период реабилитации, чтобы вернуть суставам и мышцам прежнюю функциональность, а каким-то вещам, возможно, нужно будет учиться заново.

То, что мы все сейчас переживаем, - это не возврат к «старым добрым временам», это - новая реальность!

Как ведут себя компании в этой новой реальности? Большинство испытывает трудности: они теряют ориентацию и им трудно сфокусироваться. Как результат, зачастую они действуют бессознательно, полагаясь на предыдущий опыт. Старые подходы не срабатывают, и они продолжают двигаться методом проб и ошибок.

Но, чтобы успешно запустить компанию после карантина, необходимо проанализировать текущее состояние, спланировать и осуществить действия по пяти основным направлениям:

Своей изменчивостью и непредсказуемостью наша нынешняя ситуация напоминает океан. Рассмотрим каждое из этих направлений подробнее по аналогии с военным кораблем.

  1. Видение и стратегия компании

    Видение компании - это своего рода магнитный полюс, который определяет все остальные действия. Стратегия - ваш курс на достижение видения. «Если ты не знаешь, куда хочешь попасть - тогда все равно, куда идти», - говорил Чеширский Кот. Необходимо придерживаться четкой последовательности действий:

    - Проанализировать и зафиксировать все изменения в бизнес-среде, произошедшие за время карантина.

    Это можно осуществить с использованием различных инструментов (таких как PESTLE, 5 сил Портера, SWOT и т.д.), собственными силами или с помощью сторонних специалистов.

    - Проанализировать влияние этих изменений на нынешние видение и стратегию компании; при необходимости - изменить/адаптировать видение и стратегию.

    А вот для ревизии и адаптации стратегии специалисты рекомендуют привлекать внешних консультантов.

    Во-первых, обсуждение стратегии часто выливается в бурные дискуссии, и опытный модератор поможет сохранить конструктивность. А во-вторых (и это главное!), присутствие независимого лица, которое ставит острые и порой очень неудобные вопросы, поможет избежать соблазна находить в измененной среде оправдание для имеющихся подходов вместо поиска новых оптимальных решений.

    - Организовать и осуществить коммуникационную кампанию, в результате которой сотрудники:

    • узнают об изменении видения и стратегии;
    • поймут причины и суть этих изменений;
    • воспримут эти изменения и будут осознанно их поддерживать.

    Нельзя забывать, что правильная стратегия обеспечивает лишь 10% успеха, а остальные 90% - то, как эта стратегия реализуется. Один из полководцев прошлого говорил: «Каждый солдат должен понимать свой маневр».

    Поэтому, если вы не хотите, чтобы ваша замечательная стратегия осталась такой только на бумаге, не жалейте времени на коммуникацию: регулярно, подробно и доступно объясняйте сотрудникам суть происходящих изменений, - и ваш экипаж вас не подведет.

  2. Лидерство

    Однако капитан не может лично давать приказы всем матросам, особенно если корабль большой, поэтому так важна роль офицерского корпуса. Эффективное и адаптированное лидерство - еще одно непременное условие безболезненного выхода в новую реальность.

    Посмотрите критически на руководителей всех уровней в своей компании.

    • Как они должны вести себя в изменившихся условиях?
    • Способны ли они быстро реагировать и эффективно адаптироваться?
    • Какие необходимые знания и навыки у них есть?
    • Каких знаний и навыков им не хватает?
    • Какие «лидерские навыки» могут помочь командам хранить и наращивать производительность?
    • Способны ли ваши лидеры осуществлять эти навыки?
    • Какую поддержку они получают от компании?

    Ответы на все эти вопросы помогут вам составить план кратко- и долгосрочных действий по развитию и укреплению института лидерства в организации, который максимально будет соответствовать условиям новой среды.

    Относительно практических инструментов - специалисты рекомендуют Операционную Модель Лидера (Leadership Operating Model, LOM).

    LOM по сути выполняет ту же роль, что и Корабельный Устав - описывает и регламентирует все регулярные действия, или навыки (в данном случае - руководителя). LOM помогает обеспечить непрерывность и эффективность процессов управления и принятия решений и связанной с ними коммуникации.

    Переоценить важность этого инструмента сложно и в спокойные времена, а в нынешние турбулентные - тем более. Поэтому, если в вашей компании такого инструмента нет, его нужно создать (с учетом специфики различных уровней менеджмента) и внедрить, то есть научить всех руководителей им пользоваться (с помощью тренинга и дальнейшего коучинга).

    Развить компетенции, необходимые лидерам для работы в условиях перезапуска, помогут различные учебные программы. Особое внимание следует обратить на развитие навыков принятия решений в условиях VUCA и навыков адаптивного лидерства. Эти навыки помогут руководителям всех звеньев быть гибкими и поддерживать эффективность своих команд на высоком уровне.

  3. Коммуникация и взаимодействие

    Ничто в современном мире - будь-то боевой корабль, или коммерческая или иная организация - не может существовать без четкой и отлаженной системы коммуникации, призванной обеспечить эффективное взаимодействие. В новой реальности, где связь нарушена, значение этих факторов только растет.

    Поэтому, готовясь к перезапуску, важно найти имеющиеся и потенциальные «узкие места», честно и откровенно ответив на следующие вопросы:

    • Насколько эффективна (четкая, регулярная, своевременная) коммуникация в вашей организации (сверху вниз, снизу вверх, внутри команд и подразделений, на уровне высшего руководства)?
    • Как происходит управление удаленными и смешанными командами? Есть ли для этого четко определенные каналы коммуникации и соответствующие функции? Насколько они эффективны?
    • Насколько ваши сотрудники готовы коммуницировать и взаимодействовать в смешанных командах? Какую поддержку от компании они получают?

    Для глубокой диагностики и обработки коммуникации и взаимодействия существуют прекрасные инструменты, в частности такие:

    • «Социокарт команды» - позволяет анализировать коммуникацию внутри команды;
    • «Дисфункции команды» (по П. Ленсиони) - инструмент глубинного анализа факторов успешности команды (таких как доверие, готовность к конструктивным конфликтам, общность целей и т.д.); обычно применяется для критически важных команд - таких как топменеджмент или управленческие группы стратегических функций (например, продажи).

    Поскольку львиная доля коммуникации отныне и навеки будет происходить в онлайне, необходимо выработать соответствующие правила коммуникации (например, правила поведения участников онлайновых совещаний, Netiquet) и ознакомить с ними сотрудников.

    Отдельное внимание стоит уделить обучению руководителей правилам, методам и техникам проведения эффективных онлайн совещаний.

  4. Мотивация и вовлеченность

    Итак, экипаж вашего боевого корабля знает боевую задачу, офицерский состав должным образом подготовлен, коммуникация налажена. Самое время задуматься о поддержке боевого духа экипажа, то есть, о мотивации и вовлеченности.

    • Как нынешняя ситуация отразилась на опыте сотрудников (Employee Experience) в вашей организации?
    • Что вы знаете о нынешнем эмоциональном состоянии ваших сотрудников? Насколько актуальна эта информация? Как вы ее используете?
    • Что конкретно вы как организация делаете в текущей ситуации для поддержания мотивации и привлечения работников на высоком уровне?
    • Способны ли ваши лидеры вдохновлять и привлекать сотрудников в текущих условиях?
    • Какую поддержку от компании они получают?

    Вот далеко не полный перечень вопросов, над которыми стоит задуматься.

    Критически важно здесь «держать руку на пульсе». Проверенные традиционные инструменты (такие, как различные Engagement Surveys) имеют один существенный недостаток - их обычно проводят раз в год, а обработка результатов продолжается не меньше месяца. Это слишком редко и очень долго.

    Сейчас появились более простые, удобные и оперативные инструменты - например, Happy At Work. Этот онлайновый инструмент позволяет замерять «температуру» в любом по численности коллективе каждую неделю и позволяет быстро реагировать на изменение рабочего климата.

    Однако иметь информацию - недостаточно. Еще нужно, чтобы руководители всех звеньев были соответственно обучены, поскольку именно они создают (или разрушают) условия для мотивации и привлечения в своих командах.

  5. COVID-безопасность

    И напоследок - важно помнить, с чего все началось. Нынешнюю ситуацию спровоцировал вирус COVID-19, и он никуда не делся, пандемия продолжается. Появление в коллективе одного инфицированного может привести к заражению других сотрудников.

    Готовы ли вы рискнуть и потерять на некоторое время, например, весь финансовый отдел своей компании?

    Чтобы возобновить работу предприятий, необходимо продумать, разработать, принять и довести до сведения всех сотрудников специальные принципы, меры и протоколы, позволяющие обеспечить COVID-безопасность, то есть нераспространение вируса в рабочих условиях.

    Самое важное и одновременно самое сложное - сформировать у сотрудников осознанное и неформальное отношение к этим мероприятиям. И в решении этой задачи значительная роль снова отводится руководителям всех уровней.

    И напоследок, напутственное слово вашему кораблю: не бойтесь меняться, вкладывайтесь в развитие своего экипажа и тщательно готовьте командный состав всех уровней к новым вызовам.

    Стратегия, Коммуникация, Лидерство, Мотивация и Безопасность - это те маяки, которые позволят вам успешно маневрировать в бурном море мира VUCA.