
С неизбежным окончанием периода карантина перед каждым руководителем неумолимо встает вопрос: как вернуть компанию/подразделение/команду к полноценному рабочему состоянию?
Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо четко осознать, что:
Изменения произошли разные. Во внешней среде - во многих отраслях существенно изменились каналы продаж, методы продвижения продуктов и услуг. Во внутренней - стало меньше прямого человеческого контакта, что затрудняет взаимодействие как внутри компании, так и с внешними партнерами; ощущается необходимость пересмотра бизнес-процессов.
Есть и позитив: сотрудники оказались более ответственными, чем мы ожидали, и доказали свою способность эффективно работать дистанционно; появились возможности сокращения расходов из-за экономии на офисах и тому подобное.
Хотим мы того или нет, но многие изменения останутся с нами навсегда. Поэтому делать вид, что все возвращается к прошлому состоянию, и продолжать делать все то, что мы делали полгода назад, - не вариант.
Если человеку пришлось перенести сложный перелом ноги, то после снятия гипса она не может просто взять и побежать - необходим длительный период реабилитации, чтобы вернуть суставам и мышцам прежнюю функциональность, а каким-то вещам, возможно, нужно будет учиться заново.
То, что мы все сейчас переживаем, - это не возврат к «старым добрым временам», это - новая реальность!
Как ведут себя компании в этой новой реальности? Большинство испытывает трудности: они теряют ориентацию и им трудно сфокусироваться. Как результат, зачастую они действуют бессознательно, полагаясь на предыдущий опыт. Старые подходы не срабатывают, и они продолжают двигаться методом проб и ошибок.
Но, чтобы успешно запустить компанию после карантина, необходимо проанализировать текущее состояние, спланировать и осуществить действия по пяти основным направлениям:
Своей изменчивостью и непредсказуемостью наша нынешняя ситуация напоминает океан. Рассмотрим каждое из этих направлений подробнее по аналогии с военным кораблем.
Видение компании - это своего рода магнитный полюс, который определяет все остальные действия. Стратегия - ваш курс на достижение видения. «Если ты не знаешь, куда хочешь попасть - тогда все равно, куда идти», - говорил Чеширский Кот. Необходимо придерживаться четкой последовательности действий:
- Проанализировать и зафиксировать все изменения в бизнес-среде, произошедшие за время карантина.
Это можно осуществить с использованием различных инструментов (таких как PESTLE, 5 сил Портера, SWOT и т.д.), собственными силами или с помощью сторонних специалистов.
- Проанализировать влияние этих изменений на нынешние видение и стратегию компании; при необходимости - изменить/адаптировать видение и стратегию.
А вот для ревизии и адаптации стратегии специалисты рекомендуют привлекать внешних консультантов.
Во-первых, обсуждение стратегии часто выливается в бурные дискуссии, и опытный модератор поможет сохранить конструктивность. А во-вторых (и это главное!), присутствие независимого лица, которое ставит острые и порой очень неудобные вопросы, поможет избежать соблазна находить в измененной среде оправдание для имеющихся подходов вместо поиска новых оптимальных решений.
- Организовать и осуществить коммуникационную кампанию, в результате которой сотрудники:
Нельзя забывать, что правильная стратегия обеспечивает лишь 10% успеха, а остальные 90% - то, как эта стратегия реализуется. Один из полководцев прошлого говорил: «Каждый солдат должен понимать свой маневр».
Поэтому, если вы не хотите, чтобы ваша замечательная стратегия осталась такой только на бумаге, не жалейте времени на коммуникацию: регулярно, подробно и доступно объясняйте сотрудникам суть происходящих изменений, - и ваш экипаж вас не подведет.
Однако капитан не может лично давать приказы всем матросам, особенно если корабль большой, поэтому так важна роль офицерского корпуса. Эффективное и адаптированное лидерство - еще одно непременное условие безболезненного выхода в новую реальность.
Посмотрите критически на руководителей всех уровней в своей компании.
Ответы на все эти вопросы помогут вам составить план кратко- и долгосрочных действий по развитию и укреплению института лидерства в организации, который максимально будет соответствовать условиям новой среды.
Относительно практических инструментов - специалисты рекомендуют Операционную Модель Лидера (Leadership Operating Model, LOM).
LOM по сути выполняет ту же роль, что и Корабельный Устав - описывает и регламентирует все регулярные действия, или навыки (в данном случае - руководителя). LOM помогает обеспечить непрерывность и эффективность процессов управления и принятия решений и связанной с ними коммуникации.
Переоценить важность этого инструмента сложно и в спокойные времена, а в нынешние турбулентные - тем более. Поэтому, если в вашей компании такого инструмента нет, его нужно создать (с учетом специфики различных уровней менеджмента) и внедрить, то есть научить всех руководителей им пользоваться (с помощью тренинга и дальнейшего коучинга).
Развить компетенции, необходимые лидерам для работы в условиях перезапуска, помогут различные учебные программы. Особое внимание следует обратить на развитие навыков принятия решений в условиях VUCA и навыков адаптивного лидерства. Эти навыки помогут руководителям всех звеньев быть гибкими и поддерживать эффективность своих команд на высоком уровне.
Ничто в современном мире - будь-то боевой корабль, или коммерческая или иная организация - не может существовать без четкой и отлаженной системы коммуникации, призванной обеспечить эффективное взаимодействие. В новой реальности, где связь нарушена, значение этих факторов только растет.
Поэтому, готовясь к перезапуску, важно найти имеющиеся и потенциальные «узкие места», честно и откровенно ответив на следующие вопросы:
Для глубокой диагностики и обработки коммуникации и взаимодействия существуют прекрасные инструменты, в частности такие:
Поскольку львиная доля коммуникации отныне и навеки будет происходить в онлайне, необходимо выработать соответствующие правила коммуникации (например, правила поведения участников онлайновых совещаний, Netiquet) и ознакомить с ними сотрудников.
Отдельное внимание стоит уделить обучению руководителей правилам, методам и техникам проведения эффективных онлайн совещаний.
Итак, экипаж вашего боевого корабля знает боевую задачу, офицерский состав должным образом подготовлен, коммуникация налажена. Самое время задуматься о поддержке боевого духа экипажа, то есть, о мотивации и вовлеченности.
Вот далеко не полный перечень вопросов, над которыми стоит задуматься.
Критически важно здесь «держать руку на пульсе». Проверенные традиционные инструменты (такие, как различные Engagement Surveys) имеют один существенный недостаток - их обычно проводят раз в год, а обработка результатов продолжается не меньше месяца. Это слишком редко и очень долго.
Сейчас появились более простые, удобные и оперативные инструменты - например, Happy At Work. Этот онлайновый инструмент позволяет замерять «температуру» в любом по численности коллективе каждую неделю и позволяет быстро реагировать на изменение рабочего климата.
Однако иметь информацию - недостаточно. Еще нужно, чтобы руководители всех звеньев были соответственно обучены, поскольку именно они создают (или разрушают) условия для мотивации и привлечения в своих командах.
И напоследок - важно помнить, с чего все началось. Нынешнюю ситуацию спровоцировал вирус COVID-19, и он никуда не делся, пандемия продолжается. Появление в коллективе одного инфицированного может привести к заражению других сотрудников.
Готовы ли вы рискнуть и потерять на некоторое время, например, весь финансовый отдел своей компании?
Чтобы возобновить работу предприятий, необходимо продумать, разработать, принять и довести до сведения всех сотрудников специальные принципы, меры и протоколы, позволяющие обеспечить COVID-безопасность, то есть нераспространение вируса в рабочих условиях.
Самое важное и одновременно самое сложное - сформировать у сотрудников осознанное и неформальное отношение к этим мероприятиям. И в решении этой задачи значительная роль снова отводится руководителям всех уровней.
И напоследок, напутственное слово вашему кораблю: не бойтесь меняться, вкладывайтесь в развитие своего экипажа и тщательно готовьте командный состав всех уровней к новым вызовам.
Стратегия, Коммуникация, Лидерство, Мотивация и Безопасность - это те маяки, которые позволят вам успешно маневрировать в бурном море мира VUCA.