
Анализируя рынок готового бизнеса в стране, несложно заметить, что кафе и рестораны являются наиболее частыми предложениями. Как можно оценить эту информацию глазами потенциального покупателя ресторана? С одной стороны - при необходимости продать заведение, покупатели не заставят себя ждать; с другой - активная ротация ресторанов на рынке бизнеса может свидетельствовать о сложности этого дела.
Владение рестораном имеет 2 стороны медали, как, впрочем, и любое другое предприятие...Рестораны с хорошей репутацией приносят хороший доход и не задерживаются на рынке. Тем не менее, процент отказов потенциальных покупателей уже в процессе осуществления сделки весьма высок. Чтобы не попасть впросак и купить успешное ресторанное заведение, необходимо обратить внимание на несколько нюансов, которые и определяют уровень ваших будущих доходов.
Если ваш ресторан находится в одном из криминогенных районов на окраине города, на высокую прибыль вряд ли придется рассчитывать, несмотря на всю креативность обстановки и богатство кухни заведения. Наиболее доходными обоснованно считаются рестораны, расположенные поблизости от бизнес-центра города, культурных учреждений, туристических маршрутов или, на худой конец, рядом с выходом метро - посещаемость таких заведений гораздо выше, чем находящихся в спальных районах.
Помещения превалирующего большинства ресторанов в городах России снимаются в аренду. Приобретая бизнес, вы можете заключить новый арендный договор с владельцем или повторно переподписать уже существующее соглашение на правах субарендатора. В последнем случае вы арендуете помещение не у владельца, а у продавца вашего бизнеса, который выступает в качестве арендодателя.
Проблема аренды помещения под ресторан сегодня необычайно остра: новичкам довольно сложно заключить подобную сделку. Часто владелец отказывает им в аренде либо предоставляет ее на весьма жестких, а порой и неосуществимых условиях. Например, хозяин помещения может потребовать, чтобы на определенный срок продавец бизнеса работал в вашем ресторане на должности управляющего.
При оформлении аренды, необходимо стремиться к заключению договора на максимально длительный срок и при этом оговорить права пересмотра описанных в соглашении условий. Эксперты считают, что договор об аренде ресторана, заключенный менее чем на 5 лет, является одной из причин упадка бизнеса.
Максимально точно оценить ресторан позволяют 2 способа: исходя из масштабов активов и материальной собственности заведения или по объемам денежных оборотов за несколько ближайших периодов. Первый метод является оправданным для оценки малоприбыльного бизнеса: оценивать ресторан на окраине или в спальном районе любому продавцу выгоднее по количеству имущества, а не по прибыли. Такую покупку сложно назвать готовым бизнесом: вы просто получаете помещение и системы оборудования, из которых, скорее всего, придется лепить все по-новому.
Для успешного ресторана характерна форма оценки стоимости именно по прибыли, поскольку она может быть гораздо большей, чем затраты на аренду и оснащение. Эксперты рекомендуют максимально тщательно отнестись к расчету финансового оборота, а лучше - нанять специалиста, который учтет не только средний доход, зарплату сотрудникам или затраты на продукты, но и проанализирует такие показатели как: чаевые или средние потери в результате порчи продуктов.
Рассчитывая на хорошие доходы от собственного ресторана, следует помнить, что максимальной финансовой успешности можно достичь - только владея заведением с полным сервисом.
Весьма существенным фактором, влияющим на размер доходов ресторана, является - его временной режим. Например, ежедневное заведение с трехразовым обслуживанием (завтрак, обед и ужин) приносит около 120 тысяч долларов прибыли ежегодно.
Тем временем, соседний ресторан не работает в субботу и воскресенье, а в будни предлагает только завтрак и обед при доходе 100 тысяч долларов в год. При ближайшем рассмотрении становится очевидно, что доходы второго заведения - гораздо выше, несмотря на внешние показатели сумм.
На основе режима работы ресторана даже построена система оценки его успешности. Нельзя назвать такие результаты идеально точными, однако, в первом приближении, они дают вполне адекватную почву для прогнозов по прибыли. Принцип сформирован на такой градации:
Ресторанный бизнес непрерывно эволюционирует синхронно с развитием всей предпринимательской сферы. При этом законодательство зачастую не поспевает за новыми возможностями, оставляя талантливому бизнесмену лазейки для незарегистрированных доходов. Часто, в процессе переговоров продавец преподносит полузаконные невидимые налоговой инспекцией доходы как дополнительную перспективность бизнеса, за которую необходимо доплатить.
В таких случаях эксперты не отвергают возможности дополнительного инвестирования, при условии, что продавец может каким-либо образом доказать наличие регулярных скрытых доходов. Тем не менее, доплата - личное дело владельца: если неофициальные доходы претят вам в этическом аспекте или вы просто боитесь возможного раскрытия и крупных штрафов, то данная проблема просто не подлежит обсуждению.
Определить наличие неофициальной прибыли и ее масштабов можно, проанализировав данные о зарплате сотрудников, финансовых делах с поставщиками и т. д. Стоит подчеркнуть, что поиски доказательств - дело продавца: с письменными доказательствами он приобретет возможность продать ресторан более выгодно.
Для определения дальнейшей канвы переговоров, покупателю стоит задать владельцу три ключевых вопроса:
Основная сумма затраченных средств владельца ресторана приходится на зарплату сотрудникам и покупку продуктов питания. Какой-либо константы расходов не существует, все зависит от элитности заведения: например, в фаст-фудах порой счета за электричество и воду превышают закупочную стоимость продуктов, а в заведениях full-service львиная доля расходов припадает на закупку спиртного. Тем не менее, общее правило для оптимизации расходов таки существует: в ресторанном бизнесе общая сумма затрат не должна составлять более 65% от общего дохода. В противном случае, ресторан будет работать "в минус" и довольно быстро прогорит.
Естественно, нужно стремиться к максимальному снижению указанных процентных долей - чтобы выйти на классические 65%.
Адекватная оценка стоимости ресторана невозможна без заключений независимых экспертиз с законной, финансовой и отчетной сторон. Этим, собственно, и занимаются представители аудиторских контор. Время в период покупки заведения, как правило, лимитировано, однако торопиться на данном этапе не стоит. Традиционный список аудита содержит больше 125 пунктов, каждый из которых может стать палкой в колесе вашего будущего бизнеса.
Пользуйтесь услугами известных компаний и не торопите экспертов с заключением.
Если вы новичок в сфере ресторанного бизнеса, весьма желательно прибегнуть к услугам эксперта по оборудованию - дабы сформировать целостную картину возможностей заведения. Специалистов обычно рекомендуют из числа опытных сотрудников магазинов ресторанного оборудования. Помимо адекватной оценки, вы получите возможность продать ненужные либо устаревшие приборы или даже обменять их с доплатой на новые или б\у модели.
Помимо сугубо технических параметров, наличное оборудование должно быть проверенным на соответствие пожарным нормам и стандартам, установленным отделом здравоохранения. Перед покупкой ресторана, особое внимание обратите на отсутствие подобных инцидентов с государственными службами. Для верности, внесите в документ договора пункт о том, что продавец подтверждает отсутствие зарегистрированных фактов нарушения санитарных норм. Если же подобные факты имели место регулярно, на посещаемость рассчитывать не приходится: даже постоянные клиенты сменят ваш ресторан после инцидента с насекомыми или публичного скандала, связанного с пожаром на кухне.
Покупка ресторана может стать делом всей вашей жизни, принося радость и прекрасный доход. Однако, приобретая заведение, вы должны подготовить себя к максимальной концентрации, проявлению стратегических и лидерских качеств. Основные подводные камни и технологии успеха многократно описаны и часто излагаются на специальных семинарах, поэтому не стоит пренебрегать самообразованием: любая крупица знаний на первых порах является очередной ступенькой к процветанию вашего бизнеса.